г. Екатеринбург, ул.Краснолесья 51
+7 902 256-40-29
(343) 206-49-42

Мода в Модерне

В настоящее время Екатеринбург является активно развивающимся городом, все больше возводится общественных и торговых объектов. Строительство многих таких зданий ведется уже в сложившейся среде. С точки зрения взаимодействия окружения и новых торговых центров, галерей встречаются различные примеры связей между ними. Проблема согласования окружающего пространства, архитектуры, с новыми объектами решаются по-разному. Удачная связь объекта с существующей застройкой, зачастую складывающейся на протяжении долгих лет и являющейся исторической, позволяет создать единое гармоничное архитектурное пространство. В связи с эти одной из важных задач сохранения сложившегося облика улиц является взаимосвязь нового объекта с уже сложившейся застройкой. Согласованность современного стилевого направления с архитектурными традициями прошлого времени, один из распространенных приемов гармоничного сочетания нового здания и ранее построенных объектов.

 Одним из примеров строительства нового объекта в сложившейся среде является «Галерея на Радищева» (арх. компания «ФорумГрупп») – торговая галерея премиум-класса. Она расположена в центральной деловой части г. Екатеринбурга на ул. Радищева. В данной статье предлагается рассмотреть взаимодействие этого объекта с уже сложившейся окружающей  застройкой.

«Галерея на Радищева» расположена в исторической и центральной деловой части города, в зоне прохождения основных транспортных потоков и  является объектом повышенного внимания прохожих и проезжающих граждан. Типовая застройка, галерея «Luxury », жилой комплекс премиум-класса и торговая галерея создают единство пространства и являются неотъемлемой частью делового квартала.

Близость сохраненных улиц, привела к тому, что застройка в этой части города ведется с включением мотивов исторических архитектурных стилей. Авторы сделали попытку поддержания исторической застройки города. Попытку воссоздания духа того времени. Это деловой, общественный центр города и вместе с тем здесь большое количество исторических объектов и достопримечательностей передающих характер старого города и неповторимый дух прошлого. В связи с этим в близлежащих кварталах, потерявших свои старые здания, архитекторы предпринимают попытки восполнить утраченное при помощи создания новых объектов с элементами ранее главенствующих стилей и направлений архитектуры.

Напротив галереи расположен жилой комплекс «Тихвинъ». Архитектурный облик комплекса выполнен в современном стиле неоклассики; использования натуральных материалов с четкими, простыми по геометрии формами, цветовое решение фасада в теплых оттенках (пастельных, классических, сдержанных) и насыщенный коричневый оттенок цокольного этажа придает зданию вид солидности, надежности, долговечности, свойственной классике , а также создает функциональное зонирование, визуально разделяя жилую часть верхних этажей от торговых предприятий обслуживания, сервиса нижнего яруса. На фасадах взаимодействуют прямые и пластичные линии, большое количество окон и витрин делают образ здания более легким. Жилой комплекс имеет переменную этажность и включает в себя трех, восьми и одиннадцати этажные здания.

 Задним планом для галереи послужил существующий жилой комплекс. Его динамичная силуэтная линия, обусловленная переменной этажностью здания, играющая важную роль в формировании композиции и перспективы улицы, стала своего рода эффектной декорацией для выступившей вперед галереи. Один из комплексов построен из красного кирпича с частичным оштукатуриванием фасада белого тона. Второй комплекс выполнен в теплых тонах. Жилые дома создают единый объем, согласованный в своих композиционных и цветовых решениях, создавая собой архитектурный ансамбль. В непосредственной близости от объекта располагается еще одна торговая галерея «Luxury » стилизованная под классическую архитектуру. На фасадах двухэтажного здания галереи использовано сплошное темное остекление, заглубленные и выступающие плоскости, белый оттенок  штукатурки. Перспективу улицы Радищева завершает современное семнадцатиэтажное здание бизнес центра «Парус», построенный в стиле хай-тек. Его фасады выполнены сплошным остеклением холодного серо-синего оттенка серо-синего оттенка, что делает его невесомым на фоне неба и органично включает в панораму. Благодаря этому его современные формы гармонируют с сохранившейся застройкой прошлого. Объект отличается динамичной формой, устремленной ввысь, геометричностью композиции.  Несмотря на то, что все здания этого архитектурного пространства имеют разную функцию и выполнены в разной стилистической направленности, вместе они создают исторический образ.

Ведущую роль архитектурного пространства играют стилизованные здания, а современные скорее стали фоном и не разрушают единство среды.

Галерея представляет собой прямоугольное в плане здание. В планировочной концепции объекта запроектировано  четыре этажа и предусмотрены просторные помещения под бутики с отдельными входными группами. Объект имеет четкое функциональное зонирование и развитую систему планировок. Помимо торговых залов галерея вмещает в себя офисные помещения, вспомогательные помещения, ресторан.

Существующий уклон улицы определил переменную этажность галереи, которая хорошо отражается игрой членений и объемов главного фасада. Проемы здания и его масса находятся в неравном соотношении, все ограждающие конструкции первого и второго уровня галереи выполнены витражами. Задний фасад здания решен более просто и даже массивно, так как остекление встречаются на нем лишь в виде небольших прямоугольных окон, обоснованных функциональной необходимостью.

На формирование характерных внешних особенностей объекта повлияла ранняя застройка улицы. «Галерея на Радищева» выполнена в стиле осовремененного модерна. Для доказательства этого стилевого направления модерна можно рассмотреть следующие свойства: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, растительные орнаменты на стенах, маскароны в виде женской головы, использование новых технологий (металл, стекло), «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. Рассматривая архитектурный облик галереи, выделяются декоративные элементы в виде львиных голов и растительные орнаменты, которые придают галереи эстетически красивый вид. Фасад здания имеет металлические колонны, скругленные углы, карнизы, широкие витражи это соответствует принципам стиля модерна.

Так же важной чертой модерна является излюбленное сочетание –коричневого (на базе оранжевого, сильно погашенного темным) и белого оттенка. Коричневое покрытие фасада хорошо гармонирует с темными конструкциями витражей. Цветовое решение экстерьера вызывает ощущение устойчивости, приземленности и частично отвечает стилю модерн.

 «Галерея на Радищева» построена с применением современных средств и материалов. Отделка здания выполнена фасадными панелями, так же используются металлические панели. Часть витражей совмещенных с входными группами имеют полуцилиндрическую форму, соответствующую современным технологиям. Системы уличного освещения и подсветка фасада здания в темное время подчеркивает целостное решение здания и его индивидуальный образ, создавая комфортный подход к галереи с прилегающих улиц. Подъезд, к зданию осуществленный за счет организации наземной парковки предусмотренной на 55 машиномест, удобен для посетителей галереи.

Удачное расположение  объекта между двумя городскими магистралями дает возможность выгодного восприятия главного фасада галереи при движении транспорта. Подходы к зданию и основные видовые кадры определили уже существующие пешеходные и транспортные пути.

Торговая галерея по отношению к ранней застройке выполнена в укрупненном масштабе; несоразмерность элементов здания с элементами окружения. Высота этажа галереи превышает высоту этажа жилых помещений. Колонны, усиленные в высоте по отношению к росту человека, витражи, пропорции которых так же увеличены. это особенно ясно проявляется по отношению к жилым комплексам.

Между галереей и жилым комплексом «Тихвин» выявились единые цветовые решения. Фасад галереи имеет коричневый оттенок, в поддержку такого решения выступает цветовое единство нижнего уровня жилого комплекса «Тихвин». Схожесть галереи с жилым комплексом и торговой галереей «Luxury»: витражное остекление, ограждающие конструкции имеют черный цвет, преобладающая горизонтальность общей формы, ритм горизонталей и вертикалей, «протягивающихся» по всему фасаду, не равное соотношение массы и проемов. Остальные здания архитектурного пространства зрительно являются фоном галереи. Таким образом, торговая галерея, вобрав в себя элементы окружающих зданий, объединила их в единую композицию и дополнила общий силуэт застройки.

Архитектурный объект отличается индивидуальностью, и его неповторимость достигнута благодаря естественным линиям, различным материалам, цвета здания и декоративных элементов. В целом, объект производит положительное впечатление, привлекая внимание своим эстетичным видом и оригинальным архитектурным решением, жителей города.  Можно отметить, что торговая галерея не разрушила своим «появлением»  архитектурную среду и пространственные характеристики. Торговая галерея стала гармоничной частью района и взаимодействует с окружающей застройкой.